Что такое дистанционное обучение?

 Нормативные документы о введении ДОТ в МБОУ "Первомайская СОШ №2"

Дистанционное занятие № 1

Тема: "Орфография. Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне" 

Дистанционное занятие № 2

Тема: «Н и НН в суффиксах разных частей речи»

 Дистанционное занятие №3

Тема: "Контрольная работа № 3"

Вебинар на тему "Н и НН в суффиксах разных частей речи"

Использование телекоммуникационных технологий как одного из средств повышения качества образования при подготовке к ГИА по русскому языку

Первые шаги всегда самые трудные

Рабиндранат Тагор

Повышение качества образования – одна из приоритетных задач российского образования. Современное качество образования должно удовлетворять государственным требованиям и конкретным интересам отдельной личности. Сегодня остро встает вопрос об обновлении всей системы отечественного образования, в частности, и  в области содержания, и в области форм и методов обучения и воспитания.

Среди условий достижения нового современного качества обучения является развитие дистанционного образования. Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (Из № 11-ФЗ от 28 февраля 2012 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий"). Внедрение новых информационных технологий делают процесс обучения постоянным и непрерывным, «образованием длительностью в жизнь».

Главными целями применения ДОТ как важной составляющей в системе беспрерывного образования являются:

  • повышение качества образования обучающихся в соответствии с их интересами,  способностями и потребностями;

  • предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося.

Дистанционное обучение в его современном понимании – это не просто возможность использования удаленных информационных ресурсов или обучение с помощью электронных средств. В настоящее время практически все специалисты в области дистанционного обучения понимают под этим термином учебный процесс под руководством преподавателя (в ВУЗе или в школе), полностью сетевой или интегрированный с традиционным обучением.

К формам ДОТ относятся e-mail; дистанционные конкурсы, олимпиады; дистанционное обучение в Интернете; видеоконференции; оn-line тестирование; интернет-уроки; сервисы Дневника.ру; надомное обучение с дистанционной поддержкой; вебинары; skype-общение; облачные сервисы и т.д.

Попробую все выше сказанное рассмотреть на своем небольшом опыте применения одной из форм ДОТ, видеоконференцсвязи, как одного из средств повышения качества образования при подготовке к ГИА в формате ЕГЭ.

Видеоконференцсвязь — уникальная передовая технология дистанционного обучения, современный высокотехнологичный инструмент совместной работы, с помощью которого можно проводить вебинары на большое количество участников. Она позволяет людям видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно их обрабатывать в интерактивном режиме. Одна из программ, реализующих данную технологию, является программа TeamViewer.

TeamViewer – понятное, быстрое и безопасное приложение для организации конференции. Эта программа может использоваться прежде всего для предоставления доступа к своему рабочему столу во время конференций, демонстраций или совместной работы; для подключения к своему домашнему компьютеру и работы с документами. В отличие от Skype, в программе TeamViewer есть очень ценная функция «Демонстрация экрана», позволяющая участникам конференции наблюдать за всем происходящим на мониторе. Кроме того, с помощью этой программы можно передавать необходимые файлы и записывать видеоконференцию. Все это послужило основанием выбора данной программы для проведения вебинаров и онлайн-консультаций. Какое техническое обеспечение требуется для проведения видеоконференции с использованием программы TeamViewer? Камера, микрофон и выход в Интернет.

Как же можно адаптировать данную технологию в работе учителя-словесника? При подготовке к ЕГЭ перед учителем остро встает вопрос создания условий (как на уроке, так и вне его), которые помогут учащимся успешно пройти эти испытания. Это и есть одна из основных задач учителя русского языка.

Учитель обязан добиться овладения учащимися обязательного минимума содержания образования в соответствии со стандартами, который позволил бы им перейти «порог» на ЕГЭ и превысить его в случае, если позволяют учебные возможности, т. е. получить оценку, соответствующую уровню подготовки и творческого потенциала выпускников. Одна из основных задач учителя-словесника при подготовке к итоговой аттестации – выбор оптимальных образовательных технологий, создание педагогических условий, которые позволяют не только подготовить учащихся к успешной сдаче государственного экзамена, но и создать мотивацию к саморазвитию.

Сегодня перед учителями-словесниками стоит сложная задача: с одной стороны, обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, с другой – развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся.

Вот как раз для достижения последнего в прошлом учебном году я стала  использовать в своей деятельности технологию видеоконференцсвязь с использованием программы TeamViewer. Новая информационная технология позволила совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче Единого экзамена в частности.

Основными задачами занятий является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе (продолжают самостоятельно решать задания на сайте ФИПИ после проведения on-line мероприятия), повышение мотивации, приобретение опыта получения образования через системы дистанционного обучения.

Занятие проводится 1 раз в неделю и длится 1-1.2 часа. Структура вебинаров практически всегда одинакова: разбор теоретического материала, практическое применение воспроизведенных знаний по тому или иному модулю, отработка модуля на сайте ФИПИ, из материалов которого в будущем формируются индивидуальные КИМы.

Занятие начинается запуском программы и рассылкой выпускникам через социальные сети «Вконтакте» или другие средства (e mail или телефон) ID конференции. Занятия проводится в удобное для учащихся время в неофициальной обстановке, домашней.

На первом занятии объясняю цель и задачи единого экзамена, обсуждаю с учениками его специфику, разъясняю содержание и структуру экзаменационной работы, демонстрирую видеоролик руководителя КПОП  Крайник О.М. о специфике ЕГЭ.

Во время конференции панель TeamViewer открывает доступ к различным функциям. После запуска программы она откроется как на стороне инициатора, так и на стороне участника. Программа обладает достаточно полезными и удобными опциями для проведения учебной видеоконференции.

Ребята быстро освоили TeamViewer. С большим удовольствием в мероприятии участвовали не только дети, но и родители, которые видели, как проходят занятия, как в них участвует их ребенок и показывает свои знания и даже сами пытались решать задания.

Вот несколько отзывов учащихся и родителей о таких занятиях-подготовках:

«В прошлом учебном году наш учитель Тараскина Ирина Ивановна стала проводить консультации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку при помощи программы TeamViewer. Освоить программу не составило труда, она проста. Очень удобно: сидя дома у монитора, выполняешь необходимые задания. Ирина Ивановна старалась каждому из нас объяснить доходчиво непонятый материал. На сайте ФИПИ вместе отрабатывали те или иные задания. Конспектировали, изучали материал презентаций, слушали преподавателя: тебя никто не отвлекает, все внимание направлено на работу. Кроме того, удобно по времени.

Все эти занятия не прошли напрасно, благодаря им я хорошо сдал ЕГЭ по предмету и поступил в АГМУ».

Кондратьев И., выпускник

«Очень удобно, не выходя из дома, заниматься подготовкой к ЕГЭ по предмету. Для меня такие вебинары были гораздо интереснее, чем классические занятия».

Овсянников В, выпускник

«Я могла воочию проследить процесс подготовки своего сына к экзамену: где он затрудняется, как выглядит на общем фоне. Учитель предоставляет тут же, что необходимо ему для самостоятельной подготовки, а потом в удобное для него время сын выполняет задания на сайте. Удобно. Просто. Интересно».

Кондратьева Е.А, мама выпускника

Мониторинг качества обучения 11а класс в 2013-2014 гг

На конец года:

   

.

   Кол-во 

     учащ.               «5»

                     «4»

                      «3»

                    «2»

                      Сред.        

                      балл    

                  Успев

                     -ть

                        %                           

                  Кач-во

                      обуч.

                          %  

                        СОУ

                   %

   9

    -

  3

   6 

  -

  3.33

  33

  100

  45

 

Минимальный балл – 40

Максимальный балл - 92

Таким образом, видеоконференцсвязь находит достойное применение везде, где необходимы оперативность в принятии решения; консультация педагога или совместная работа в режиме удаленного доступа. Поэтому можно выделить следующие преимущества использования данной технологии через применение программы TeamViewer:

*      Простота организации вебинара;

*      Возможность мгновенно делиться документами, рабочим столом и программами своего компьютера со всеми участниками, совместно их обсуждать и редактировать;

*      Запись мероприятия и возможность ее использования в дальнейшей подготовке;

*      При необходимости подключение других участников, находящихся онлайн, к мероприятию, где бы они ни находились;

*      Использование чата;

*      Оптимизация и экономия рабочего времени, выбор индивидуального темпа работы;

*      Создание равных условий для всех участников образовательного процесса;

*      Универсальность в применении;

*      Учет индивидуальной траектории учащихся.

К недостаткам, пожалуй, можно отнести зависимость от скорости удаленных компьютеров.

Таким образом, дистанционные   образовательные  технологии, в частности, видеоконференцсвязь,  являются  одним  из  наиболее перспективных направлений развития образовательных технологий.  Они  позволяют сделать визуальную информацию более яркой и динамичной, построить  сам процесс образования с учетом  активного взаимодействия ученика и учителя. Доступность и открытость обучения -  возможность учиться удаленно от  места обучения, не покидая свой дом.   Обучение в любое время в любом месте позволяет выпускникам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. В настоящее время альтернативой использования программ для проведения видеоконференцсвязи является программа TrueConf, в которой те же опции, но улучшены качество звука и видео.

Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования.

Опыт показывает, что выпускник, обучающийся дистанционно, становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет продолжить учиться в других учебных заведениях при получении профессии. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончании всего обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке и способные к самообразованию в течение всей жизни.

И закончить мне хочется словами педагога Гордона Драйдена: «Есть только два направления изменения человека - развитие либо деградация. Поэтому, если образование не способствует развитию, то оно будет служить деградации».
                             

 

 

1 2 3