Что такое дистанционное обучение?
Нормативные документы о введении ДОТ в МБОУ "Первомайская СОШ №2"
Тема: "Орфография. Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне"
Тема: «Н и НН в суффиксах разных частей речи»
Тема: "Контрольная работа № 3"
Вебинар на тему "Н и НН в суффиксах разных частей речи"
Использование телекоммуникационных технологий как одного из средств повышения качества образования при подготовке к ГИА по русскому языку
Первые шаги всегда самые трудные
Рабиндранат Тагор
Повышение качества образования – одна из приоритетных задач российского образования. Современное качество образования должно удовлетворять государственным требованиям и конкретным интересам отдельной личности. Сегодня остро встает вопрос об обновлении всей системы отечественного образования, в частности, и в области содержания, и в области форм и методов обучения и воспитания.
Среди условий достижения нового современного качества обучения является развитие дистанционного образования. Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (Из № 11-ФЗ от 28 февраля 2012 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий"). Внедрение новых информационных технологий делают процесс обучения постоянным и непрерывным, «образованием длительностью в жизнь».
Главными целями применения ДОТ как важной составляющей в системе беспрерывного образования являются:
-
повышение качества образования обучающихся в соответствии с их интересами, способностями и потребностями;
-
предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося.
Дистанционное обучение в его современном понимании – это не просто возможность использования удаленных информационных ресурсов или обучение с помощью электронных средств. В настоящее время практически все специалисты в области дистанционного обучения понимают под этим термином учебный процесс под руководством преподавателя (в ВУЗе или в школе), полностью сетевой или интегрированный с традиционным обучением.
К формам ДОТ относятся e-mail; дистанционные конкурсы, олимпиады; дистанционное обучение в Интернете; видеоконференции; оn-line тестирование; интернет-уроки; сервисы Дневника.ру; надомное обучение с дистанционной поддержкой; вебинары; skype-общение; облачные сервисы и т.д.
Попробую все выше сказанное рассмотреть на своем небольшом опыте применения одной из форм ДОТ, видеоконференцсвязи, как одного из средств повышения качества образования при подготовке к ГИА в формате ЕГЭ.
Видеоконференцсвязь — уникальная передовая технология дистанционного обучения, современный высокотехнологичный инструмент совместной работы, с помощью которого можно проводить вебинары на большое количество участников. Она позволяет людям видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно их обрабатывать в интерактивном режиме. Одна из программ, реализующих данную технологию, является программа TeamViewer.
TeamViewer – понятное, быстрое и безопасное приложение для организации конференции. Эта программа может использоваться прежде всего для предоставления доступа к своему рабочему столу во время конференций, демонстраций или совместной работы; для подключения к своему домашнему компьютеру и работы с документами. В отличие от Skype, в программе TeamViewer есть очень ценная функция «Демонстрация экрана», позволяющая участникам конференции наблюдать за всем происходящим на мониторе. Кроме того, с помощью этой программы можно передавать необходимые файлы и записывать видеоконференцию. Все это послужило основанием выбора данной программы для проведения вебинаров и онлайн-консультаций. Какое техническое обеспечение требуется для проведения видеоконференции с использованием программы TeamViewer? Камера, микрофон и выход в Интернет.
Как же можно адаптировать данную технологию в работе учителя-словесника? При подготовке к ЕГЭ перед учителем остро встает вопрос создания условий (как на уроке, так и вне его), которые помогут учащимся успешно пройти эти испытания. Это и есть одна из основных задач учителя русского языка.
Учитель обязан добиться овладения учащимися обязательного минимума содержания образования в соответствии со стандартами, который позволил бы им перейти «порог» на ЕГЭ и превысить его в случае, если позволяют учебные возможности, т. е. получить оценку, соответствующую уровню подготовки и творческого потенциала выпускников. Одна из основных задач учителя-словесника при подготовке к итоговой аттестации – выбор оптимальных образовательных технологий, создание педагогических условий, которые позволяют не только подготовить учащихся к успешной сдаче государственного экзамена, но и создать мотивацию к саморазвитию.
Сегодня перед учителями-словесниками стоит сложная задача: с одной стороны, обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, с другой – развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся.
Вот как раз для достижения последнего в прошлом учебном году я стала использовать в своей деятельности технологию видеоконференцсвязь с использованием программы TeamViewer. Новая информационная технология позволила совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче Единого экзамена в частности.
Основными задачами занятий является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе (продолжают самостоятельно решать задания на сайте ФИПИ после проведения on-line мероприятия), повышение мотивации, приобретение опыта получения образования через системы дистанционного обучения.
Занятие проводится 1 раз в неделю и длится 1-1.2 часа. Структура вебинаров практически всегда одинакова: разбор теоретического материала, практическое применение воспроизведенных знаний по тому или иному модулю, отработка модуля на сайте ФИПИ, из материалов которого в будущем формируются индивидуальные КИМы.
Занятие начинается запуском программы и рассылкой выпускникам через социальные сети «Вконтакте» или другие средства (e mail или телефон) ID конференции. Занятия проводится в удобное для учащихся время в неофициальной обстановке, домашней.
На первом занятии объясняю цель и задачи единого экзамена, обсуждаю с учениками его специфику, разъясняю содержание и структуру экзаменационной работы, демонстрирую видеоролик руководителя КПОП Крайник О.М. о специфике ЕГЭ.
Во время конференции панель TeamViewer открывает доступ к различным функциям. После запуска программы она откроется как на стороне инициатора, так и на стороне участника. Программа обладает достаточно полезными и удобными опциями для проведения учебной видеоконференции.
Ребята быстро освоили TeamViewer. С большим удовольствием в мероприятии участвовали не только дети, но и родители, которые видели, как проходят занятия, как в них участвует их ребенок и показывает свои знания и даже сами пытались решать задания.
Вот несколько отзывов учащихся и родителей о таких занятиях-подготовках:
«В прошлом учебном году наш учитель Тараскина Ирина Ивановна стала проводить консультации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку при помощи программы TeamViewer. Освоить программу не составило труда, она проста. Очень удобно: сидя дома у монитора, выполняешь необходимые задания. Ирина Ивановна старалась каждому из нас объяснить доходчиво непонятый материал. На сайте ФИПИ вместе отрабатывали те или иные задания. Конспектировали, изучали материал презентаций, слушали преподавателя: тебя никто не отвлекает, все внимание направлено на работу. Кроме того, удобно по времени.
Все эти занятия не прошли напрасно, благодаря им я хорошо сдал ЕГЭ по предмету и поступил в АГМУ».
Кондратьев И., выпускник
«Очень удобно, не выходя из дома, заниматься подготовкой к ЕГЭ по предмету. Для меня такие вебинары были гораздо интереснее, чем классические занятия».
Овсянников В, выпускник
«Я могла воочию проследить процесс подготовки своего сына к экзамену: где он затрудняется, как выглядит на общем фоне. Учитель предоставляет тут же, что необходимо ему для самостоятельной подготовки, а потом в удобное для него время сын выполняет задания на сайте. Удобно. Просто. Интересно».
Кондратьева Е.А, мама выпускника
Мониторинг качества обучения 11а класс в 2013-2014 гг
На конец года:
. |
Кол-во учащ. «5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Сред. балл |
Успев -ть % |
Кач-во обуч. % |
СОУ % |
9 |
- |
3 |
6 |
- |
3.33 |
33 |
100 |
45 |
Минимальный балл – 40
Максимальный балл - 92
Таким образом, видеоконференцсвязь находит достойное применение везде, где необходимы оперативность в принятии решения; консультация педагога или совместная работа в режиме удаленного доступа. Поэтому можно выделить следующие преимущества использования данной технологии через применение программы TeamViewer:
Простота организации вебинара;
Возможность мгновенно делиться документами, рабочим столом и программами своего компьютера со всеми участниками, совместно их обсуждать и редактировать;
Запись мероприятия и возможность ее использования в дальнейшей подготовке;
При необходимости подключение других участников, находящихся онлайн, к мероприятию, где бы они ни находились;
Использование чата;
Оптимизация и экономия рабочего времени, выбор индивидуального темпа работы;
Создание равных условий для всех участников образовательного процесса;
Универсальность в применении;
Учет индивидуальной траектории учащихся.
К недостаткам, пожалуй, можно отнести зависимость от скорости удаленных компьютеров.
Таким образом, дистанционные образовательные технологии, в частности, видеоконференцсвязь, являются одним из наиболее перспективных направлений развития образовательных технологий. Они позволяют сделать визуальную информацию более яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика и учителя. Доступность и открытость обучения - возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом. Обучение в любое время в любом месте позволяет выпускникам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. В настоящее время альтернативой использования программ для проведения видеоконференцсвязи является программа TrueConf, в которой те же опции, но улучшены качество звука и видео.
Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования.
Опыт показывает, что выпускник, обучающийся дистанционно, становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет продолжить учиться в других учебных заведениях при получении профессии. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончании всего обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке и способные к самообразованию в течение всей жизни.
И закончить мне хочется словами педагога Гордона Драйдена: «Есть только два направления изменения человека - развитие либо деградация. Поэтому, если образование не способствует развитию, то оно будет служить деградации».