Успешный учитель – кто он?

Мой секрет успеха заключается

 в умении понять точку зрения другого человека

 и смотреть на вещи

и с его, и со своей точек зрения.

Генри Форд

Я не могу дать вам формулу успеха,

но готов предложить формулу неудачи:

 попробуйте всем понравиться.

Успех, успешность, преуспевать… В современной жизни стало престижным быть успешным.  Успешный бизнесмен, успешный политик, успешный менеджер…Согласно  словарю - это  люди, которые  удачливы в достижении чего – либо.

А как часто мы слышим  выражение «успешный учитель»? Не так часто.  Скорее –  редко. 

 Так как  же  вывести формулу успешности Учителя в наше время? Что определяет её слагаемые?

 Жизнь учителя состоит из двух составляющих: жизнь в  школе и вне её. Кажется, слагаемые учительской профессии у всех одни и те же: школа, уроки, ученики, родители, профессиональное общение с коллегами. А вот результат у каждого учителя свой. Не каждый становится успешным. В чем успех учителя?

 Может быть, в умении соответствовать времени, быть в высшей степени профессионалом? «Безусловно, - отвечу я, – потому что просто умелый учитель  проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне. Учитель, который проявляет педагогическое мастерство, добивается высоких результатов в своей работе».

Учителя, которые, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество, своими находками обогащают методику обучения и воспитания. Учитель-новатор  делает настоящие педагогические открытия, прокладывает новые пути в обучении и воспитании, обогащает педагогическую теорию.

Успеха можно добиться только в том, что тебе нравится. Тогда хочется сделать всё, как можно лучше - и появляются качественные уроки, новые технологии, а главное - желание сотрудничать с теми, кому отдаешь большую часть себя.

Успешный  учитель  -  это  гуманная личность,  способная  сочувствовать  и  сопереживать.  Гуманность  проявляется  в  высокой нравственности и доброте. 

 

Педагог не может быть успешным, если не находит личностный подход к ученику. Настоящий учитель готов в любую минуту прийти на помощь к ребенку, для  которого важна поддержка  старшего  товарища.  Учитель  -  друг  по  отношению  к  детям,  их  помощник, советчик и союзник.

Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути.  Он  считается  с  мнением  своих  учеников,  принимая  как  должное  инакомыслие  и проявляя терпимость к людям, имеющим точку зрения, не совпадающую с его позицией.

Успешный педагог способен к сотрудничеству как с учениками, так и со своими коллегами.

Для меня, как для учителя, формула успеха строится из следующих составляющих: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – СОТРУДНИЧЕСТВО.

В одной известной притче говорится: 

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал:

— Завтра вы узнаете об этом.

На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром они собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге, и вместе отправились в путь.

Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся  вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель

Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:

— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.

Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.

- Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.

- Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…

— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.

— Нет, — сказал учитель, — главная моя задача — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…

Вот это пример, на мой взгляд, успешного Учителя.

Учитель – удивительная профессия и стиль жизни! А блеск в глазах учеников – это самая большая награда за все старания. Успешных Вам учеников!

Подробный отчет находится на странице "Районное МО"